Понедельник, 20 Май 2024, 18:08
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
ИНТЕРЕСНОЕ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
МУЗЫКА
ПОГОДА
booked.net
ФИНАНСЫ
<a href="https://www.mt5.com/ru/" target="blank">Форекс портал"</a>
ЗАРАБОТОК
Главная » Файлы » Методики

Рисованный апперцептивный тест (PAT) (Л.Н. Собчик)
[ Скачать с сервера (298.0 Kb) ] 16 Мар 2011, 13:56
PAT - это более компактный модифицированный вариант Тематического Апперцептивного Теста Г. Мюррея, отнимающий меньше времени на обследование и более приспособленный к условиям работы практического психолога. В первую очередь, Л.Н. Собчик разработан совершенно новый стимульный материал.
Адаптированный автором метод PAT представляется необходимым в системном многоуровневом исследовании личности, чтобы с помощью механизмов идентификации и проекции выявить глубинные, не всегда поддающиеся контролю сознания переживания, а также те стороны внутреннего конфликта и ту конкретную сферу нарушенных межличностных отношений, которые батареей психодиагностических методик: МЦВ, СМИЛ, ДМО не охвачены. Это - содержательная сторона переживаний, а также ряд иных существенно важных личностных характеристик, о которых речь пойдет дальше.
Стимульный материал методики представлен 8 контурными рисунками, на которых изображены 2, реже 3 человечка; каждый персонаж изображен в условной манере: ни пол, ни возраст, ни его социальный статус из картинки не вытекает. В то же время позы, экспрессия жестов, особенности расположения фигурок позволяют судить о том, что на каждой из картинок изображена ситуация скорее всего конфликтная и по крайней мере два персонажа задействованы в сложных межличностных отношениях. При этом там, где имеется третий участник или наблюдатель событий, его позиция может быть истолкована как индифферентная, активная или страдательная.
Отличие этого метода в том, что стимульный материал еще менее структурирован по сравнению с ТАТ. Здесь отсутствует налет эпохи, культурно-этнических признаков, имеющих социальное значение оттенков, которые отчетливо просматриваются в картинках ТАТ (ответы испытуемых на некоторые из них: "Американские солдаты во Вьетнаме", "Трофейный фильм", "Прически и мода зарубежного стиля 20-х годов " и т.д.). Это явно мешает непосредственному восприятию испытуемого, отвлекает, дает возможность продуцировать ответы по типу клише (взятые из фильмов или других общеизвестных источников) и способствует закрытости испытуемого в эксперименте.
Испытуемому (или группе обследуемых лиц) дается задание последовательно, согласно нумерации, рассматривать каждую картинку, при этом постараться дать волю фантазии и сочинить по каждой из них небольшой рассказ, в котором будут отражены следующие аспекты: 1) Что происходит в данный момент. 2) Кто эти люди. 3) О чем они думают и что чувствуют. 4) Что привело к этой ситуации и чем она закончится. Высказывается также просьба не использовать известные сюжеты, взятые из книг, театральных постановок или кинофильмов, придумывать свое. Подчеркивается, что объектом внимания экспериментатора является воображение испытуемого, умение выдумывать, богатство фантазии.
По сравнению с ТАТ рисованный апперцептивный тест обладает, быть может, не столь широким спектром исследовательских возможностей. В то же время, в силу большей лаконичности и простоты методика нашла себе применение при обследовании школьников и молодежи в контексте профориентационных проблем, в семейном консультировании, в социально-психологической помощи пресуицидентам, при изучении производственных, спортивных и воинских коллективов, а также в клинике неврозов.
В связи с вышеизложенным, психологическое исследование с использованием PAT способствует более целенаправленному выбору психокоррекционного подхода, не только с ориентацией на содержательную сторону и сферу пережидай испытуемого, но и с апелляцией к определенному языковому и интеллектуально-культурному уровню личности консультируемого психологом человека.
Категория: Методики | Добавил: Castellon
Просмотров: 1726 | Загрузок: 215 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: