Категории раздела
Тесты компьютерные [14] |
Методики [24] |
Психологи [10] |
Музыка для релаксации [25] |
Видеоматериалы [10] |
Литература [69] |
ИНТЕРЕСНОЕ
Главная » Файлы » Психологи |
Выготский Лев Семенович
26 Апр 2010, 20:49 | |
Выготский
Лев Семенович [5 (17).11.1896, Орша - 11.6.1934, Москва], советский психолог,
разработал культурно-историческую теорию в психологии. Родился в семье
служащего, окончил юридический факультет Московского университета (1917) и
одновременно историко-философский факультет университета им. Шанявского. С 1924
работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии,
затем в основанном им институте дефектологии; позднее читал курсы лекции в ряде
вузов Москвы, Ленинграда и Харькова. Профессор института психологии в Москве.
Становление
В. как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе
методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов
объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения
личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство
современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса»,
рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя
высшие формы поведения к низшим элементам.
В книге
«История развития высших психических функций» (1930-31, опубликованной 1960)
дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по
Выготскому, необходимо различать два плана поведения - натуральный (результат
биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического
развития общества), слитые в развитии психики.
Суть
культурного поведения - в его опосредованности орудиями и знаками, причём
первые направлены «во вне», на преобразование действительности, а вторые «во
внутрь» сначала на преобразование других людей затем - на управление
собственным поведением.
В последние
годы жизни В. основное внимание уделял изучению структуры сознания («Мышление и
речь», 1934). Исследуя речевое мышление, В. по-новому решает проблему
локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности
мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской
психологии, дефектологии и психиатрии Выготский приходит к выводу, что
структура сознания - это динамическая смысловая система находящихся в единстве
аффективных волевых и интеллектуальных процессов.
| |
Просмотров: 680 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |