Категории раздела
Тесты компьютерные [14] |
Методики [24] |
Психологи [10] |
Музыка для релаксации [25] |
Видеоматериалы [10] |
Литература [69] |
ИНТЕРЕСНОЕ
Главная » Файлы » Литература |
Возрастная психофизиология. Алейникова Т.В.
[ Скачать с сервера (1.71 Mb) ] | 12 Дек 2010, 11:11 |
Данное учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "психология" и "валеология". В книге в классическом варианте и на современном уровне отражены все основные психофизиологические проблемы, впервые рассматриваемые в возрастном аспекте. Книга может представлять интерес для студентов, аспирантов, преподавателей, научных сотрудников биологического, физиологического, педагогического, психологического и медицинского профилей. Памяти моего учителя Александра Борисовича Когана От автора Существует немало различных учебников, руководств, учебных пособий, монографий по физиологии высшей нервной деятельности, по отдельным проблемам психофизиологии, а также по вопросам возрастной физиологии ивозрастной психологии. Недавно (1997) вышел очень содержательный учебник по психофизиологии, написанный в монографическом стиле коллективомвысокопрофессиональных авторов под редакцией Ю.А. Александрова, а следом в 1998 г. – не менее содержательный и интересный учебник Н.Н. Даниловой. Поэтому существуют определенные трудности в написании нового учебного пособия, которые, бесспорно, смущают автора и создают психологический барьер в работе над данной книгой. Тем не менее, посколькузадача этой книги несколько иная (а именно: рассмотрение основных психофизиологических проблем в возрастном аспекте) и адрес ее достаточно специфичен (для студентов-валеологов, хотя хотелось бы, чтобы это было интересно и для других студентов психологического и физиологического профиля), появляется потребность освещения основной проблемы психофизиологии применительно к задачам валеологии, т.е. с позиций средней ("здоровой”) нормы, характерных девиаций, возможных способов и механизмов (если они известны) коррекции и с учетом возрастного аспекта, особенно относительно критических моментов развития ребенка. Поскольку студенты валеологи (в отличие от психологов и физиологов) не изучают отдельно курса физиологии высшей нервной деятельности, то в изложение материала целесообразно ввести главу с кратким освещением основ физиологии высшей нервной деятельности. А в связи с тем, что психофизиологические проблемы будут излагаться с учетом становления функций в онтогенезе, целесообразно начать изложение материала с раздела, освещающего возрастную периодизацию развития человека с учетом его кризисных моментов в переходных периодах. В книге представлены основные разделы психофизиологии в общем виде и в возрастном аспекте. Можно каждый из разделов расширить, можно добавить такие прикладные разделы, как Педагогическая психофизиология,Социальная психофизиология, Экологическая психофизиология и/или более дробно - Детская психофизиология, Психофизиология пубертатного периода и т.д. Но это уже материал для соответствующих спецкурсов. Автор заранее благодарен всем, кто пожелает прочесть эту книгу, и сделает свои замечания, которые по возможности будут учтены. ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ ОНТОГЕНЕЗА ЧЕЛОВЕКА 5 2. ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10 2.1. Предмет физиологии высшей нервной деятельности и некоторые вопросы истории ее равзвития 10 2.2. Основные методологические принципы рефлекторной теории И. П. Павлова 11 2.3. Методы исследования функций коры больших полушарий 11 2.4. Условные и безусловные рефлексы 12 2.5. Возрастные особенности рефлекторной функции человека 12 2.6. Классификация условных рефлексов 16 2.7. Условия образования условных рефлексов 17 2.8. Физиологический механизм образования временной связи 17 2.9. Принцип доминанты и значение доминанты в условнорефлекторной деятельности 22 2.10. Инстинкты 23 2.11. Формирование инстинктов в онтогенезе 24 2.12. Торможение условных рефлексов 26 2.13. Возрастные особенности торможения 27 2.14. Физиологический механизм и локализация внутреннего торможения 28 2.15. Движение основных нервных процессов 30 2.16. Возрастные изменения выраженности и взаимодействия нервных процессов 31 2.17. Аналитико-синтетическая деятельность коры мозга 32 3. ПРЕДМЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ И МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 34 4. ВОСПРИЯТИЕ, КОДИРОВАНИЕ И ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ В НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ 35 4.1. Восприятие 35 4.2. Общие вопросы рецепции 36 4.3. Учение И.П. Павлова об анализаторах 38 4.4. Нейронные коды и их виды 40 4.5. Переработка информации 42 4.6. Декодирование и опознание образа 44 4.7. Информационные процессы и их особенности в онтогенезе 46 4.8. Общие представления о возрастной динамике восприятия 48 5. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯМИ 49 5.1. Развитие двигательного анализатора в онтогенезе 50 5.2. Модели управления действием 51 6. ВНИМАНИЕ 55 6.1. Общая характеристика 55 6.2. Модели внимания 55 6.3. Непроизвольное внимание 56 6.4. Произвольное внимание 58 6.5. Модулирующие системы мозга 59 6.6. Локализация основных "центров” внимания 60 6.7. Возрастные аспекты динамики внимания 60 7. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ 61 7.1. Общие представления 61 7.2. Информационная теория эмоций 62 7.3. Эмоциогенные зоны мозга 64 7.4. Эмоции и вегетативный баланс 67 7.5. Эмоции, темперамент и межполушарные отношения 68 7.6. Возрастные аспекты эмоций 70 8. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 73(ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ) 73 8.1. Общие представления и вопросы классификации 73 8.2. Индивидуальные особенности протекания нервных процессов 74 8.3. Типология и конструкция личности 75 8.4. Типология, ЭЭГ-активность и индивидуально-психологические различия 76 8.5. Типология и онтогенез 76 9. СОН И СНОВИДЕНИЯ 77 9.1. Теории сна 77 9.2. Современные представления 79 9.3. Возрастные аспекты 81 9.4. Нейрофизиология сна 82 9.5. Нейрохимия сна 84 9.6. Нейронная и психическая активность во время сна 85 9.7. Сновидения 85 9.8. Нарушения сна 86 10. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПАМЯТИ 86 10.1. Общие представления 86 10.2. Виды памяти 87 10.3. Процессы памяти 89 10.4. Забывание 90 10.5. Локализация памяти 91 10.6. Механизмы памяти 95 10.7. Нарушения памяти 101 10.8. Возрастные особенности памяти 103 10.9. Вопросы тренировки памяти и мнемонические приемы 104 11. НАУЧЕНИЕ 104 11.1. Общие вопросы 105 11.2. Нейрофизиология научения 105 11.3. Психофизиологические теории научения 107 11.4. Возможные молекулярные механизмы научения 107 11.5. Системная психофизиология научения 108 11.6. Возрастные аспекты научения 112 12. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ 113 12.1. Вторая сигнальная система 113 12.2. Особенности типологии человека 114 12.3. Локализация мыслительно-речевой функции 114 12.4. Вторая сигнальная система, типология и межполушарные отношения 116 12.5. Речевая функция 118 12.7. Творчество и межполушарные отношения 120 12.8. Мышление и речь в онтогенезе 120 13. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО 122 13.1. Общая постановка проблемы 122 13.2. Некоторые современные представления о работе мозга 124 13.3. Механизмы сознания 126 13.4. Сознание и межполушарные отношения 128 13.5. Бессознательное 129 13.6. Становление функций сознания и бессознательного 131 14. СТРЕСС И ВОПРОСЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ 132 14.1. Стресс и тревожность 134 14.2. Психофизиологический тип личности и тревожность 135 14.3. Акцентуации характера и психофизиологический тип личности 135 14.4. Психофизиологический статус и проблема адаптации 137 14.5. Способы диагностики психофизиологического типа личности 138 14.6. Способы психокоррекции психологически дезадаптированных людей 141 ЛИТЕРАТУРА 145 Учебная: 145 Дополнительная: 145 Сведения об авторе 146
| |
Просмотров: 1989 | Загрузок: 170 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||